Минфин предложил снизить беспошлинный порог на ввозимые товары

Существующие нормы хотят сохранить только для одной поездки в месяц
Если предложение Минфина будет принято, то при повторном пересечении границы в течение месяца поездом, автотранспортом или пешком физическое лицо должно будет заплатить таможенный платеж в размере 30% от стоимости ввозимых товаров в части превышения стоимости
Если предложение Минфина будет принято, то при повторном пересечении границы в течение месяца поездом, автотранспортом или пешком физическое лицо должно будет заплатить таможенный платеж в размере 30% от стоимости ввозимых товаров в части превышения стоимости / Андрей Гордеев / Ведомости

Дополнительное ограничение беспошлинного ввоза товаров для личных целей из-за рубежа может появиться в России с 1 июля. Сейчас беспошлинный порог провоза покупок в багаже любым видом транспорта (кроме воздушного), а также пешком составляет 500 евро и 25 кг. Минфин предложил сохранить эту норму только при однократном пересечении границы ЕАЭС в течение календарного месяца. На все последующие поездки во время этого срока порог будет снижен до 50 евро и 10 кг. Соответствующий проект решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Необходимость снижения беспошлинного порога Минфин обосновывает анализом перемещения товаров физическими лицами, который свидетельствует, что некоторые граждане под видом личных вещей провозят товары для продажи. «При этом выявление коммерческого предназначения ввозимых физическими лицами товаров на этапе таможенного декларирования практически невозможно, поскольку стоимость и вес багажа, ввозимого отдельным физическим лицом, не превышают необлагаемых норм, а ассортимент багажа подбирается таким образом, чтобы в нем не содержалось товаров одного наименования и одного размера в количествах, превышающих разумные потребности физического лица», – говорится в проекте документа. То есть возят понемножку, но часто, экономя при этом на пошлинах.

Если это предложение Минфина будет принято, то при повторном пересечении границы в течение месяца поездом, автотранспортом или пешком физическое лицо должно будет заплатить таможенный платеж в размере 30% от стоимости ввозимых товаров в части превышения стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг в части превышения веса, отмечает партнер Bryan Cave Leighton Paisner Владимир Чикин. «Это означает, что при повторном въезде практически всегда нужно будет письменно декларировать товары, купленные за рубежом», – подчеркивает он. В противном случае при выявлении нарушения на таможне будет возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой. «Обычно на практике штраф составляет 50% от оценочной стоимости, – отмечает Чикин. – Причем не важно, знал или не знал человек об обязанности декларирования, умышленно или по неосторожности не задекларировал товары: в КоАПе нет принципиальной разницы между умыслом и неосторожностью».

€500

и 25 кг – столько сейчас составляет беспошлинный порог провоза покупок в багаже любым видом транспорта (кроме воздушного), а также пешком

С одной стороны, нововведение сильно ударит по приграничному бизнесу и уменьшит количество челноков, рассуждает руководитель и партнер финансового дивизиона Rights Business Standard Владимир Красильников. «Яркие примеры такого бизнеса знают все жители приграничных городов – начиная от небольших продуктовых и хозяйственных магазинчиков, продающих в розницу товары из стран-соседей, и заканчивая магазинами электроники, – говорит он. – В отдельных регионах такой бизнес имел большой масштаб». По мнению Красильникова, снижение беспошлинного порога, несомненно, ограничит объемы такого бизнеса, так как для поддержания прежних объемов поставок придется привлекать гораздо больше ресурсов, в том числе человеческих. «В дальнейшем государство может столкнуться с ответной реакцией в виде расширения полностью нелегальных способов провоза товара», – предупреждает эксперт.

При этом ограничение затронет перемещения и обычных пассажиров, так как увеличит время прохождения пограничного контроля, в некоторых пограничных пунктах с низкой пропускной способностью может даже возникнуть временный коллапс, считает Красильников. «Целесообразность снижения порога необходимо очень тщательно обдумать, – указывает он. – Надо взвесить как положительные стороны от ограничения беспошлинного ввоза коммерческих товаров, так и неудобства, вызванные дополнительными проверками и ограничениями обычных граждан. В любом случае при текущем объеме «злоупотреблений со стороны граждан», как указывает Минфин, на первое место должно встать выявление таких «злоупотреблений», а не их коллективная профилактика».

Однако основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко считает, что подавляющее количество лиц, пересекающих границу, никакой разницы не заметят. «Таким способом ввозится довольно маленький объем продукции, поэтому каких-то кардинальных изменений это не вызовет», – уверен он. По мнению Ткаченко, новые ограничения вызваны скорее желанием Минфина увеличить сборы по таможенным платежам, чем борьбой с нарушениями.

Собеседник «Ведомостей» в правительстве напомнил, что инициативе российского Министерства финансов еще предстоит пройти серьезное обсуждение. В частности, свою позицию должны высказать другие страны ЕАЭС и эксперты ЕЭК.